В 2025 году Корпоративному университету РЖД исполняется 15 лет. За это время он стал важной частью корпоративной системы обучения и развития компании «Российские железные дороги». В основе работы университета – гармоничный баланс образовательных программ, благодаря которому слушатели развивают управленческие и профессиональные компетенции, совершенствуют свои личностные качества с учётом современных требований производства, бизнеса и технологий.
Если на старте своей работы Корпоративный университет РЖД концентрировался на развитии управленческих компетенций, то последние пять лет он разрабатывает и проводит также программы по совершенствованию профессиональных знаний руководителей железнодорожной отрасли.
Продолжится эта работа и в текущем году: 18 марта в железнодорожных вузах стартует второй этап обучения по разработанным Корпоративным университетом РЖД программам «Профессионал плюс. Движение» и «Профессионал плюс. Путь». Их запуск в 2024 году стал частью масштабной работы, направленной на развитие профессиональных компетенций руководителей различных подразделений компании «Российские железные дороги». О том, как формировались такие образовательные решения и какие результаты уже достигнуты, – в специальном материале.
Функциональные программы
К развитию профессиональных компетенций команда Корпоративного университета РЖД приступила в 2020 году с запуска комплекса программ под общим названием «Функциональный менеджмент». Основной фокус каждой из них направлен на управленческую специфику той или иной вертикали РЖД: управление движением, тяга, инфраструктура, логистика, ИТ, экономика, управление персоналом и другие. При этом в содержании обеспечивалось соотношение, в котором 70% объема занимали профессиональные знания, а 30% – управленческие. С момента запуска обучение по данным программам прошли свыше 500 слушателей.
Опыт реализации этих программ показал востребованность профессиональных знаний на современном этапе динамичного развития технологий. В связи с этим Корпоративный университет РЖД дополнил свой образовательный портфель программами, которые полностью сосредоточены только на подобных тематиках. Одним из ярких примеров стала стартовавшая в 2023 году «Академия управления движением». Более 30 руководителей станций и центров организации работы станций со всей сети железных дорог на протяжении всего года в рамках шести модулей развивали фундаментальные инженерные знания в области управления перевозочным процессом. (»Гудок» писал об этом в номере № 235 от 20.12.2023)
Осенью 2024 года завершился второй этап этого проекта, в котором приняли участие 44 руководителя. Они в большей степени концентрировались на конкретных проектных задачах в области организации движения поездов, максимизации использования пропускных способностей, управления вагонными парками, тяговыми ресурсами с применением современных цифровых систем.
Кроме того, в 2024 году комплекс программ по функциональному менеджменту дополнился обучением, слушателями которого стали 52 руководителя различных направлений деятельности пассажирского комплекса РЖД. Подготовить команду управленцев, способную решать сквозные задачи пассажирских перевозок, связывая в единое целое поезда дальнего и пригородного сообщения, вокзалы и станции – цель программы «Функциональная школа: пассажирский блок».
Для Корпоративного университета РЖД работа над созданием программ по профессиональным компетенциям стала важным этапом развития, который показал, что современные интерактивные методы обучения подходят не только для управленческих дисциплин, но и для инженерных. Например, моделирование технологических ситуаций в формате деловых игр помогает принимать решения в условиях, максимально приближенных к реальным, а групповые дискуссии позволяют взглянуть на проблему с разных точек зрения. Такой подход делает образовательный процесс более динамичным и способствует глубокому освоению учебных материалов.
Эталонные программы
На протяжении всей истории развития железнодорожного транспорта роль профессиональных знаний инженера-железнодорожника и руководителя всегда являлась основой стабильной и безопасной работы. В эпоху цифровизации и глобальных вызовов их значимость остается неизменной. Именно с этим связана задача, поставленная руководством компании «Российские железные дороги» перед Корпоративным университетом: создать программы повышения квалификации, которые позволят восстановить и обновить базовые инженерные знания, полученные в студенческие годы, и посмотреть на них взглядом опытного руководителя. Первыми для реализации такого обучения стали Центральная дирекция управления движением (ЦД) и Центральная дирекция инфраструктуры (ЦДИ).
«Повторение базовых фундаментальных основ спустя десятилетия становится острой необходимостью для осмысления современных вызовов, а объединение теории и практики позволяет глубже погрузиться в новые технологии и применять полученные знания в реальных условиях», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
Для решения этой задачи Корпоративный университет РЖД выстроил комплексную технологию разработки программ, основанную на сотрудничестве с производственными вертикалями холдинга и отраслевыми вузами. Результатом такого взаимодействия стали проекты «Профессионал плюс. Движение» и «Профессионал плюс. Путь» для руководителей блока управления движением и хозяйства пути и сооружений. Их создание велось в тесном сотрудничестве с экспертами производственных филиалов, которые наполнили обучение профессиональным содержанием. Команда Корпоративного университета подготовила образовательные материалы и затем передала в железнодорожные вузы для проведения занятий.
При этом эталонность обеспечивается не только содержанием, но и структурой программы. Слушатели изучают темы в течение четырёх модулей по четыре дня, один из которых всегда посвящён выезду на предприятия, что позволяет участникам применять полученные знания в реальных условиях, а преподавателям железнодорожных вузов регулярно погружаться в производственные задачи.
В 2024 году обучение по этим программам прошли без малого 400 руководителей различных уровней на базе пяти университетов путей сообщения: РУТ (МИИТ), ПГУПС, УРГУПС, СГУПС и ДВГУПС. Основную аудиторию составили руководители железнодорожных станций, служб и дистанций пути. Куратором направления «движение» выступил главный инженер ЦД Кирилл Тарасов, а направления «путь» – начальник Управления пути и сооружений ЦДИ Денис Залива.
Взаимовыгодное партнерство
Важными элементами программ «Профессионал плюс» стали отбор наиболее перспективных преподавателей железнодорожных вузов, повышение их квалификации в Корпоративном университете РЖД по работе с современными методами обучения взрослых и последующая сертификация. Всё это позволило существенно обновить педагогические приемы преподавателей железнодорожных вузов. Так, для ведения модулей программ было обучено и сертифицировано 26 преподавателей в пяти ГУПсах. «Полезного действительно было много. В качестве примера отмечу непривычный для меня подход к ведению занятий в тренинговом формате», – поделился доцент кафедры «Железнодорожные станции и транспортные узлы» РУТ Константин Чернышев.
При этом сотрудничество с Корпоративным университетом РЖД открыло новые горизонты в области повышения квалификации. «Мы стали ставить перед собой новые амбициозные задачи: проведение большего количества курсов с использованием тренингов, деловых игр и других современных методов», – подчеркнул директор ИДПО УРГУПС Андрей Штин.
Конечно, обучение группы, состоящей из опытных руководителей, существенно отличается от работы со студентами. И для преподавателей этот опыт стал новым и непростым. «Это как задача со звёздочкой: помогать наращивать профессиональные компетенции на уже имеющийся фундамент знаний, полученный участниками во время обучения в вузе, принимать во внимание навыки, полученные при содержании пути и путевого хозяйства, при организации работ в подразделениях, и учитывать потребности и актуальные задачи РЖД. Удивительный эффект: развивая и повышая профессиональный уровень участников в группе, можно одновременно поддерживать актуальность своих знаний», – отметила старший преподаватель ДВГУПС Анастасия Петерс.
Кроме того, в рамках программ обеспечивается продуктивный и содержательный обмен опытом между преподавателями вузов и руководителями железнодорожных предприятий. Это помогло создать эффективную связь между образованием и производством. «Уменьшить разрыв между знаниями и их применением для стратегического развития отрасли – вот та миссия, которая сейчас успешно выполняет Корпоративный университет РЖД», – сказала заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» ПГУПС Оксана Покровская.
Важнейшей частью образовательного процесса стали регулярные выезды на предприятия, организованные в разных регионах России. Это позволило участникам изучить специфику работы в различных производственных и климатических условиях. Так, в течение 2024 года в ходе реализации проекта «Профессионал плюс» состоялось свыше 100 таких визитов. «Живое общение, обмен опытом и мнениями, а где-то даже и споры при выработке решений позволяют достигнуть лучшего результата», – отметил один из тех, кто организовывал приём слушателей на выездных занятиях, начальник железнодорожной станции Екатеринбург – Сортировочный Илья Асханов.
Участники получили возможность взаимодействовать с коллегами из других регионов, что способствовало созданию сети полезных контактов, позволяющих решать любые сквозные технологические задачи. «Какие-то конкретные вопросы на каждом полигоне рассматриваются под разными углами и способы решения тоже разные. Взаимодействие с коллегами из других дорог просто бесценно», – подчеркнул заместитель начальника Облученской дистанции пути по текущему содержанию пути Сергей Чёткин.
По словам начальника станции Москва–Пассажирская–Павелецкая Александра Ерёмина, это обучение позволило как вспомнить, так и глубже понять фундаментальные принципы и механизмы организации работы станции, дороги и сети в целом. «Самое главное, что преподаватели и спикеры помогли посмотреть на изученные процессы с другого ракурса, более детально оценивать работу движенцев», – сказал он.
В связи с высокой востребованностью программ «Профессионал плюс» руководство РЖД и Корпоративный университет планируют расширить их на все железнодорожные вузы, которые готовы активно включаться в образовательный процесс, и в перспективе продолжить формирование таких программ и для таких вертикалей как тяга, энергетика, СЦБ и других.
Новые направления
В 2024 году Корпоративный университет РЖД развивал и другие программы, основой которых являются профессиональные знания. Интересным опытом стал новый подход к изучению инструкций и нормативных документов руководителями компании. В рамках этой задачи университет стал коммуникационной площадкой, на которой управленцы изучают и обсуждают технологические документы со своими коллегами – их непосредственными разработчиками. Возможность задать вопросы напрямую инженерам и специалистам, создававшим инструкции, делает обучение максимально ориентированным на практику. Этот подход стартовал в новой программе «Нормативная база организации перевозочного процесса в РЖД», где сложные инструкции изучаются в формате книжного клуба железнодорожников с возможностью содержательной профессиональной дискуссии. В каждом модуле приняли участие более 600 руководителей, включая заместителей начальников железных дорог, руководителей региональных дирекций.
Кроме того, Корпоративный университет РЖД расширил образовательные горизонты, открыв цикл изучения базовых принципов работы железнодорожного транспорта для руководителей непроизводственных вертикалей компании. В интерактивном формате они изучают систему управления движением, инфраструктурой, тягой, а затем закрепляют знания во время выездных занятий на предприятиях, где теорию подкрепляют практикой. В 2024 году слушателями программы «Основы технологии работы ОАО «РЖД» стали 57 работников из числа руководителей и специалистов финансово-экономического, социально-кадрового блоков, сотрудников Департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества, а также представителей дочерних компаний холдинга.
Корпоративный университет РЖД продолжил работу над проектом встречных стажировок управленческих команд железных дорог. Он направлен на изучение лучших практик и обмен опытом: руководители различных производственных вертикалей одной дороги в течение 4-5 дней посещают как железнодорожные объекты, так и промышленные предприятия на полигоне другой дороги, знакомятся с особенностями технологического процесса.
Начиная с 2022 года, эти программы охватили Дальневосточную, Северо-Кавказскую, Октябрьскую, Западно-Сибирскую и Калининградскую железные дороги. За два года в стажировках приняли участие более 100 руководителей всех вертикалей. В 2024 году проект распространился на Южно-Уральскую, Свердловскую, Куйбышевскую и Горьковскую железные дороги, в стажировках на которых участвовали 64 управленца. Работа в этом направлении будет продолжена.
Уникальность такого проекта ещё и в том, что в нём принимают участие не только железнодорожники, но и партнёры РЖД, заказчики транспортных услуг, грузоотправители и грузополучатели. Это способствует комплексному пониманию перевозочного процесса, роли и специфики участия каждой дороги в нём, достижений и узких мест в используемых технологиях, а также формированию единого подхода в решении общих логистических задач.
«Очень приятно, что на этом этапе развития Корпоративный университет РЖД подошел к созданию сложных образовательных продуктов, которые сосредоточены на развитии не только управленческих, но и профессиональных компетенций. Качество таких программ зависит в том числе от участия команд производственных вертикалей, железнодорожных вузов и, конечно, самих слушателей. Каждый вносит свой вклад в их содержание и качество. Мы искренне благодарны всем коллегам, которые с энтузиазмом и инициативой включились в этот сложный и важный процесс. Накопленный опыт будет использован для тиражирования подобных программ на другие производственные вертикали РЖД и станет основой для создания интересных и актуальных проектов в будущем. Впереди нас ждет еще много творческой и профессиональной совместной работы», – сказал директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин.
Сегодня Корпоративный университет РЖД охватывает широкий спектр направлений: от индивидуальных запросов управленческих вертикалей холдинга до масштабируемых проектов по всей России. Его команда продолжит разрабатывать инновационные форматы, поддерживая баланс между управленческими, профессиональными компетенциями и личностными качествами, чтобы отвечать современным вызовам и потребностям отрасли в условиях стремительного технологического развития.
Мнения
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев:
«В условиях динамичных изменений транспортной отрасли, особенно в такой сложной и многозадачной сфере как железнодорожный транспорт, актуализация профильных знаний становится жизненно необходимой. Умения и навыки, которые были востребованы несколько лет назад, сегодня могут не соответствовать современным технологическим и управленческим стандартам. Профессиональные компетенции наших сотрудников, руководителей различных подразделений в особенности, должны быть еще и гибкими, чтобы реагировать на быстро меняющиеся условия рынка и новые вызовы. Поэтому одна из ключевых задач, которую решает Корпоративный университет РЖД, – это создание системы регулярного обновления управленческих и профессиональных знаний в соответствии с требованиями отрасли».
Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Михаил Глазков:
«Эффективность перевозочного процесса – это результат точной и слаженной работы всех звеньев транспортной цепи, в которой взаимосвязаны и технологии, и люди, и управленческие решения. Актуальные знания и практика в управлении перевозочным процессом – от механизма работы локомотивов до оптимизации логистических процессов – напрямую влияют на деятельность всей компании, поэтому обеспечить и сохранить такой уровень профессионализма, который поможет нам не только справиться с текущими вызовами, но и быть готовыми к будущим, крайне важно».
Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Евгений Шевцов:
«Перед инфраструктурным блоком стоят сложные задачи, которые требуют устойчивой сбалансированной работы. Руководители всех уровней, принимающие решения в области инфраструктуры, должны обладать необходимыми профессиональными и управленческими компетенциями, периодически их обновлять, ведь от их действий напрямую зависит не только надежность пути, но и общий успех перевозочного процесса».
Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Евгений Браулов:
«Департамент управления персоналом компании «РЖД» и Корпоративный университет РЖД вместе решают одну из ключевых стратегических задач, напрямую влияющую на операционную эффективность компании – формировать устойчивую систему обучения управленцев РЖД, которая позволяет осваивать актуальные знания и, работая с реальными производственными задачами, применять их на практике, а также успешно адаптироваться к новым вызовам в отрасли, становиться драйверами изменений».
Ректор Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I Олег Валинский:
«В условиях стремительного развития железнодорожной отрасли важно, чтобы преподаватели высшей школы не просто передавали знания, но и регулярно обновляли свою теоретическую и практическую базу. Сотрудничество с Корпоративным университетом РЖД позволяет это обеспечивать. К примеру, программы «Профессионал плюс» дают возможность не только совершенствовать педагогические компетенции, но и тесно работать с практиками, которые ежедневно сталкиваются с новыми вызовами и технологиями. Преподавание в таких условиях становится более эффективным и динамичным».
Ректор Сибирский государственный университет путей сообщения Алексей Манаков:
«Уверен, что для профессионалов железнодорожной отрасли, как и для специалистов в других высокотехнологичных сферах, важно не только понимать теорию, но и уметь работать с современными технологиями, процессами и системами. Совместная работа с Корпоративным университетом РЖД помогает нам формировать такие программы, которые отвечают всем требованиям отрасли и предоставляют слушателям необходимые инструменты для успешной работы в будущем».
Материал опубликован редакцией газеты «Гудок».