Рост потребности в кадрах, развитие технологического суверенитета страны, цифровизация, баланс корпоративных, профессиональных компетенций и личных качеств – темы, звучащие в федеральной повестке и в контексте национальных проектов, стали ключевыми на III Форуме лидеров корпоративного обучения России, состоявшегося летом этого года. Принимающей стороной форума стала компания "Российские железные дороги", а местом проведения – полигон Свердловской железной дороги, город Екатеринбург.
Форум, организованный Корпоративным университетом РЖД и Департаментом управления персоналом компании, стал важнейшим событием, объединившим управленческие команды из более чем 50 ведущих корпоративных университетов и академий, представляющих все сферы экономики – транспорта, промышленности, энергетики, регионального управления, телекоммуникаций, банковского сектора, ретейла: Росатом, Сбербанк, Банк России, Газпром, "Газпром нефть", СИБУР, НЛМК, Ростех, Трансмашхолдинг, "Магнит", Правительство Ульяновской области, транспортный комплекс Москвы и многие другие.
Сегодня перед российской экономикой стоят беспрецедентные цели и задачи – в условиях роста потребности в кадрах необходимо формировать технологический суверенитет страны, повышать эффективность производства, реализовывать мощнейшие инфраструктурные проекты, разрабатывать новые форматы сервиса и внедрять инновационные и высокотехнологичные продукты и решения.
Достижение этих целей невозможно без главного – без человека. Это подчеркнул в своём обращении к участникам форума Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД": "Мы все – партнёры не только в бизнесе, но и в развитии человека. Перед нами действительно стоят общие цели, достичь которые невозможно без чёткого и спланированного маршрута к ним: системной работы с людьми, создания условий для их всестороннего и непрерывного развития, без заботы о работниках. Такие коммуникационные площадки, как этот форум, не только обогащают его участников новыми знаниями, но и позволяют решать кадровые вопросы, формируя привлекательный имидж в глазах потенциальных работников, молодёжи".
Формат проведения III Форума лидеров корпоративного обучения России позволил соединить профессиональную тематику обучения людей и знакомство со спецификой работы железнодорожного транспорта, передовыми решениями, которые реализует компания "РЖД". Благодаря этому участники форума увидели отрасль изнутри – её технологический и образовательный потенциал, культуру и эстетику, традиции наставничества и обучения.
В контексте национальных проектов
Сегодня в нашей стране действует целый ряд национальных проектов, федеральных, региональных и отраслевых программ, нацеленных на развитие самых разных сфер экономики, социума, реализацию масштабных инфраструктурных задач. Среди таких проектов есть и те, которые напрямую касаются развития кадрового потенциала различных отраслей, в том числе – транспортной.
Темы, ставшие ключевыми для III Форума лидеров корпоративного обучения России, безусловно, соответствуют задачам, которые сегодня стоят перед экономикой страны – их решение невозможно без обеспечения и развития кадрового потенциала, без наличия высококвалифицированных специалистов и постоянного притока молодёжи.
Сегодня время требует всё большего внимания к развитию профессиональных компетенций, поскольку задача технологической независимости является одной из основополагающих для российской экономики. Но вместе с этим не должен снижаться уровень управленческих компетенций руководителя и личностных качеств работника, от которых зависят качество технологий, эффективность бизнеса, диалог внутри компаний, формирование культуры заботы о сотрудниках.
Именно поэтому ключевой темой форума стал поиск баланса профессионального, управленческого и личностного развития через систему корпоративного обучения.
Деловую часть форума открыла панельная дискуссия с участием руководителей компаний – лидеров в ключевых отраслях экономики. Её участники говорили о задачах, которые ставит бизнес перед системами корпоративного обучения, обозначив перспективы развития на горизонте 2030-2035 годов.
"Сегодня очень много вызовов, возникающих на внешнем поле, – отметил Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО "РЖД". – Это и ситуация на рынке труда, и цифровизация, и стремительное развитие технологий, и масса других дополнительных вызовов. Крайне важно, чтобы корпоративное образование умело быстро и адекватно на них реагировать, перестраиваться, находить новые подходы и инструменты".
Дмитрий Шаханов подчеркнул, что именно сообщество корпоративных университетов позволяет поднимать актуальные и самые острые вопросы и вместе находить пути их решения. "Сообщество корпоративных университетов набирает обороты, сейчас аналогов подобной самоорганизации в нашей стране нет, – сказал заместитель главы РЖД. – Мы обмениваемся опытом, идеями, тиражируем лучшие практики и начинаем говорить на одном языке, несмотря на разные сферы нашей деятельности".
Деловая часть форума – а это выступления экспертов, дискуссионные площадки, представление лучших практик и мастер-классы – проходила в историческом депо станции Екатеринбург-Пассажирский, которое в прошлом году принимало финал Чемпионата профессионалов РЖД.
"Наша магистраль – это 400 тысяч тонн погрузки в сутки, 4200 вагонов выгрузки и более 1200 поездов, находящихся ежесуточно в движении, – отметил Павел Бурцев, начальник Свердловской железной дороги. – Сбои в работе этой огромной системы недопустимы, поэтому нам так важна качественная подготовка работников. Безусловно, нам есть чем поделиться, но нам также интересен опыт образовательных практик и других российских компаний".
Задачи по динамичному развитию профессиональных навыков и компетенций актуальны для любой компании, в том числе и для Российских железных дорог. Поэтому дискуссионная площадка, посвящённая программам профессионального развития работников, была одной из центральных. Модератором обсуждения стал Сергей Саратова, начальник Департамента управления персоналом ОАО "РЖД".
"Таким производственным компаниям как РЖД всегда нужны высококлассные инженеры, профессионалы своего дела, – подчеркнул Сергей Саратов. – Мы работаем в тесной связке с нашими отраслевыми вузами, но сегодня, учитывая скорости появления новых технологий, необходима постоянная актуализация и развитие инженерных знаний. Именно эта задача является одной из ключевых и для социально-кадрового блока компании, и для Корпоративного университета РЖД".
Погружение в мир железных дорог
Особенностью форума стало знакомство его участников одновременно с регионом Урала, работой Свердловской железной дороги и сети в целом. "Одной из наших задач было показать комплексность системы обучения и развития персонала в компании "Российские железные дороги", – рассказал Роман Баскин, директор Корпоративного университета РЖД. – Посещая флагманские транспортные и образовательные площадки Свердловской магистрали, участники форума увидели, как работает система обучения и развития работников на всей сети дорог, от Калининграда и до Владивостока".
Так, в рамках выездного дня состоялось посещение Дорожного центра управления перевозками, Учебного центра профессиональных квалификаций РЖД, дворца культуры железнодорожников, Свердловской детской железной дороги и технопарка "Кванториум", кроме того, участники форума познакомились с работой Уральского государственного университета путей сообщения.
"Таким образом нам удалось показать системность профориентационной и образовательной системы железнодорожной отрасли, непрерывность всего процесса обучения, – подчеркнул Роман Баскин. – 2024 год объявлен в компании Годом железнодорожных традиций. И одной из таких традиций является та работа, которая начинается ещё в детских садах и школах, продолжается в рамках среднего и высшего образования и не прекращается в компании, будь это повышение квалификации, обучение в Корпоративном университете РЖД и на рабочих местах".
Ещё одним ярким знакомством с железнодорожными традициями и историей стала поездка на ретропоезде "Уральский экспресс", которой завершился выездной день.
"Наряду с профессиональными образовательными задачами форума нам удалось погрузить его участников в атмосферу железнодорожных традиций, показать нашу культуру и эстетику, – подчеркнул Роман Баскин. – Основная программа форума проходила на территории депо, которое само по себе для наших коллег из других компаний и университетов стало открытием, местом, где можно было познакомиться с образцами исторической и инновационной железнодорожной техники, попробовать свои силы на учебных тренажёрах современных локомотивов, почувствовать масштаб самой большой компании страны. И, конечно, в проведении форума нам очень помогла команда волонтёров Свердловской магистрали, которые заботились о гостях форума на протяжении всех дней – огромное им спасибо за это!"
Планы на будущее
Сегодня Форум лидеров корпоративного обучения России – это не только площадка для профессионального общения, получения информации и обмена опытом. Это нечто большее – знакомство с культурой принимающей стороны, возможность увидеть то, что по объективным причинам скрыто от внешнего контура. Трансляторами такой возможности выступают корпоративные университеты: с одной стороны, они рассказывают об уникальной культуре своих компаний и отраслей, с другой – черпают лучшее и передовое из опыта других.
Таким образом, помимо обсуждения актуальных задач корпоративного бизнес-образования, традиция проведения форумов позволяет ежегодно открывать новое в сферах промышленности и бизнеса, больше узнавать друг о друге. В этом году свои двери приоткрыли Российские железные дороги и Корпоративный университет РЖД – в следующем году эстафету подхватит госкорпорация "Росатом" и их Корпоративная Академия.
Отзывы участников форума:
Андрей Афонин, директор Университета Банка России
Я вижу, как в нашем профессиональном сообществе корпоративных университетов степень доверия друг к другу растёт из года в год: мы готовы обсуждать не только достижения, но и проблемы, те задачи, которые перед нами стоят.
За эти дни мы погрузились в атмосферу самой крупной компании России. Мы посмотрели, как работает бизнес, как люди относятся к тому, что они делают. Мне кажется, лозунг о людях дела здесь абсолютно оправдан. И речь не только о Корпоративном университете, но и о всей железнодорожной отрасли.
Ирина Иващенко, заместитель генерального директора Корпоративной Академии Росатома
Мы все заинтересованы в поиске новых знаний и смыслов, чтобы это происходило в формате обмена опытом, потому что невозможно что-то творить и создавать, не видя, что делают вокруг. Такие встречи позволяют узнать, кто и что сделал, что внедрил, на что не стоит обращать внимания, на какие грабли не нужно наступать.
А если говорить обо мне лично, то короткое, но очень яркое путешествие на ретропоезде – это было незабываемо: то, как нас встретили на старинном вокзале, позволило окунуться в другую эпоху, в прошлое.
Елена Фабер, директор Корпоративной академии "Магнит"
Благодаря форуму я совершенно по-другому посмотрела на РЖД. Это очень сложно организованный бизнес, где работают люди, которые делают реальное дело. Это высокие профессионалы, сильные хозяйственники. Огромное спасибо РЖД за то, на каком высоком уровне был организован форум – вы просто влюбили меня в себя.
Сегодня корпоративные университеты переходят на иной уровень – теперь это не инструмент эффективности, а инструмент трансформации. Меняется роль университетов, и она требует совершенно иной технологической оснащённости, технологической, я бы сказала, зрелости и иного уровня организационного развития самого корпоративного университета.
Эти три дня на форуме мы проехались как в "Сапсане" первым классом – настолько каждая точка контакта – будь это спикеры, историческое депо, экскурсии, волонтёры РЖД – была прекрасна. Всё это привнесло нам какое-то необыкновенное ощущение теплоты, заботы.
Ну и как ваш постоянный пассажир хочу сказать вам слова благодарности, потому что я чувствую, насколько сильно за последние несколько лет Российские железные дороги продвинулись в отношении любви к своему клиенту. И спасибо вам. Вы – люди дела.
Материалы опубликованы в газете «Гудок»