Поиск по сайту
Новости
Знания.Live
HR-Партнер
Марина РАДЖАБОВА
руководитель направления по развитию управленческого потенциала Центра перспективных методов управления
Хотелось заниматься чем-то новым, но никогда не хотелось менять место работы

Марина Раджабова пришла в Корпоративный университет РЖД через год после его создания, в 2011-м году. Стремление к новым целям, расширение собственных горизонтов – эти желания были всегда, но главное их условие – чтобы реализовывались они внутри университета. О том, всё ли получилось, читайте в интервью Марины в рамках проекта «Карьерные истории Корпоративного университета РЖД».

ЭТО СУДЬБА

– Марина, как начался твой карьерный путь в университете?

– История у меня интересная. Однажды от знакомых я узнала о том, что в РЖД будут открывать Корпоративный университет. К тому моменту я уже достаточно давно работала в системе образования, поэтому запомнила и «поставила галочку»: каким будет университет у такой крупной компании? Я стала искать дополнительную информацию, но никто ничего не мог сказать – никакой конкретики тогда не было, просто информация витала в воздухе. Ну, и как-то со временем забылось.

Однако университет не дал забыть о себе надолго. Случилось так, что моя коллега оказалась в поиске работы, и ей предложили попытать счастье именно в Корпоративном университете РЖД. Добираться до Щербинки ей было неудобно, и она переадресовала мне: «Ты же недалеко живешь, может, попробуешь?» Когда я услышала о том, куда ее пригласили на собеседование, тут же решила идти. Было очень любопытно: на тот момент я не искала работу, а потому пошла просто за интересом. Видимо, это была судьба, и случилась любовь с первого взгляда: приехала в Щербинку, пообщалась с людьми и поняла, что тянет меня, моё…

Всё произошло стремительно: я приехала на беседу с руководителем, а мне сразу предложили провести демо-тренинг. Без подготовки, без темы! Я согласилась – и всё получилось! Из сотрудников университета собрали демо-группу, тренинг занял час, говорили мы о делегировании, провели какое-то упражнение. В финале меня поблагодарили, а на следующий день пригласили на работу.

– С какой должности ты начала свой профессиональный путь в университете?

– Я пришла на позицию преподавателя. Сотрудников тогда было немного, человек 30, наверное. Была очень комфортная, приятная и камерная обстановка. Преподавателем я проработала достаточно долго – с 2011 по 2019-й год.

КУ - это не только работа, но и праздники 2011

– Выходит, тебя можно назвать одной из тех, кто стоял у истоков становления университета, его команды.

– Если говорить об истоках, то, наверное, вот в каком смысле: я и другие преподаватели, пришедшие одновременно со мной, находились у истоков формирования собственной преподавательской школы университета. И сегодня, когда к нам кто-то приходит извне на позицию преподавателя или мы сами на внешних мероприятиях смотрим, как обучают другие, мы понимаем, насколько наша внутренняя школа преподавания сильная, насколько у нас мощные, профессиональные тренеры, как они владеют различными методами, техниками и инструментами. Еще нужно поискать такой состав! Это действительно большая ценность.

– Марина, а если проследить развитие преподавательского коллектива – каким он был и какой он сейчас?

– За это время многое изменилось. В начале пути нам нужно было создать микс знаний с учетом специфики железных дорог и управленческих практик, должно было получиться некое слияние того и другого. Первым делом мы прошли «общий курс железных дорог» в МИИТ по основам работы на железнодорожном транспорте. Нас часто и многому обучали, встраивали необходимые специфичные знания, обучали методам и приемам эффективного управления группой. Знаете, мне было очень лестно, когда во время проведения бизнес-симуляции, требующей знания железнодорожной специфики, слушатели спрашивали, в каком подразделении РЖД я работала раньше, то есть принимали меня за свою, за человека, который говорит с ними на одном языке. Развитие компетенций преподавателей во многом заслуга руководства Корпоративного университета. В итоге сформировался тот образ преподавателя, который должен сочетать в себе знания железнодорожной специфики, управленческих практик плюс всех современных инструментов, подходов, методов, имеющихся на рынке Т&D. Собственно, поэтому сегодня мы не случайно занимаем множество первых мест в российских и международных конкурсах.

На тренинге, 2014 год

Быть в ресурсе и тонусе. Мыслительном

– Марина, если посмотреть на твой личный путь развития, каким он был? Попробуй сравнить себя сегодняшнюю с тем специалистом, который только пришел в университет.

– Это очень интересный опыт. Когда я только пришла, у меня было тренерское образование, опыт преподавания в вузе, но он даже на одной ступеньке не стоял рядом с тем, что требовалось в Корпоративном университете, потому что вести тренинг с девяти утра до шести вечера, быть с группой на одной волне и держать ее на своих внутренних ресурсах – это огромный труд, редко в какой компании так было. Пришлось повышать квалификацию здесь и сейчас – выходить в группу, порой не совсем лояльно настроенную к обучению, изучать новое, штудировать массу специальной литературы. Поначалу в нашем распоряжении не было таких подробных сценариев, как сейчас. Приходилось много усилий прикладывать к тому, чтобы довести тренинг до совершенства. Конечно, единообразию проведения тренинга это не способствовало. Сейчас совершенно другое дело. Несмотря на то, что все преподаватели яркие индивидуальности, благодаря строгому методическому подходу нам удается сохранять единообразие в подаче информации и мы уверены, что до слушателей дойдет только самая актуальная и верная информация.

– А волнение сегодня сохраняется или есть непоколебимая уверенность в своих силах и знаниях?

– Три года назад моя должность изменилась, и сегодня я редко выхожу в группу, но, когда это происходит, появляется очень большое волнение. Знаете, это как актерство: если актер долго не выходит на сцену, он начинает сильнее волноваться, готовиться к роли, днями и ночами вживаться в нее. Тренер делает то же самое: вживается в роль эксперта, читает кучу литературы, общается с экспертами, чтобы суметь ответить на любой вопрос, и уверенности не будет, если есть хоть доля сомнений в себе и в своих знаниях. Тренерство – это постоянная работа над собой, это постоянный тонус, мыслительный прежде всего.

– Не скучаешь по тому времени, когда каждый день выходили в аудиторию?

– Знаешь, я никогда не скучаю по тому, что я уже оставила в прошлом. Я получаю опыт, благодарю и иду дальше, оглядываться назад – это не моя тема, всегда есть возможность идти вперед, постигать что-то новое.

ЕСТЬ, РАДИ ЧЕГО «ШУРШАТЬ»

– Десять лет работы на одном месте – по современным меркам это весьма длительный период. Как считаешь, почему в Корпоративном университете РЖД это возможно?

– Как раз об этом хотелось сказать: когда пришла, пока адаптировалась, вживалась, осваивала, думала, что это тоже временно. А потом сама себе удивлялась, что не хотелось менять компанию, место работы. Да, хотелось заниматься чем-то другим, но именно в этом коллективе – и я всё время находила такую возможность.

Был такой период, когда мне было предложено уйти с позиции старшего преподавателя на обычного. И я тогда сказала такую фразу: «Я останусь обычным преподавателем, но даже не думайте, что я оставлю свои попытки делать что-то новое и интересное – шуршать я не перестану» (смеётся – прим. ред.) И, знаете, было очень много всего, ради чего стоит «шуршать», и эти десять лет – это время, когда всегда была и есть возможность себя проявить.

Вечеринка в стиле вестерн, 2014

– Марина, расскажи о своей нынешней должности. Можно ли сказать, что она вобрала в себя весь ваш предыдущий опыт работы преподавателем?

– Да, сегодня в моей должности есть важное для меня сочетание профессионального бэкграунда, опыта всей моей трудовой деятельности. Это и общение с клиентами, снятие запроса, и методический опыт, в котором пригодились знания разработки тренингов и компоновки программ, знание рынка, общение с многочисленным тренерским братством, экспертным сообществом и, естественно, мой тренерский опыт – я знаю, как выстроить программу, чтобы задуманное было реализовано.


Мы понимаем, насколько сильна наша школа внутренних преподавателей, насколько у нас мощные, профессиональные тренеры

Даже не думайте, что я оставлю свои попытки делать что-то новое и интересное – «шуршать» я не перестану

Я получаю опыт, благодарю и иду дальше, оглядываться назад – это не моя тема

Мы находились у истоков формирования собственной преподавательской школы университета