Поиск среди материалов журнала
Новости
Знания.Live
HR-Партнер
Выпуск №1(4) / 2020

Мнение

Корпоративные университеты – инструменты образования будущего
Корпоративные университеты — действенные инструменты «мягкой силы», которые нужно активно развивать, ведь в той экономической ситуации, которая сложилась во всём мире, компании будут полагаться на них всё больше и больше. Такого мнения придерживается основатель и председатель Всемирного совета корпоративных университетов (GlobalCCU), президент Univencis Анник Рено-Кулон, подготовившая для журнала «HR-Партнёр» авторскую статью.

Корпоративный университет РЖД, отмечающий 10-летие в этом году, рассматривается ОАО «РЖД» как ключевой инструмент развития человеческого капитала компании. Это можно проследить через совокупность стратегических ориентиров университета, среди которых особое место занимает видение, утверждённое руководством: «Быть ключевой движущей силой стратегического развития холдинга «РЖД» и транспортной отрасли, создавая синергии для всех стейкхолдеров: отрасли, людей и общества, способствуя росту национальной экономики».

Корпоративные университеты, сформировавшиеся экспериментальным путём, многие теории помещают в область управления человеческими ресурсами и в своём большинстве — в часть, связанную с реализацией обучения. Тем не менее наблюдение за мировыми практиками с начала 1990-х годов показывает, что это не в полной мере отражает суть корпоративных университетов. Обучение как задача нацелено на отдельные личности, развитие их профессионализма и карьерных возможностей. Это, несомненно, важный социальный инструмент, и компании должны всецело развивать его, что в большей степени соответствует функции центров обучения, а не корпоративных университетов.

Настоящие корпоративные университеты имеют совершенно другое стратегическое значение. Их ключевая роль заключается в следующем:

- анализировать и поддерживать реализацию бизнес-стратегии компании во всех сферах (кадровой, экономической, финансовой, технологической, коммуникационной, социальной, экологической и других) через корпоративное обучение и развитие;
- в рамках образовательных проектов прививать корпоративную культуру и ценности бренда внутренним стейкхолдерам компании и транслировать внешним.

Корпоративный университет — это не просто место для получения знаний и обмена ими. Это уникальное пространство, где можно обучаться, размышлять, созидать, экспериментировать, практиковаться, воодушевлять коллективный разум. Это площадки для общения и дебатов, полигоны для отработки прикладных знаний и прикладных стратегий. Это структура, отчитывающаяся топ-менеджменту компаний, представители которого обычно регулярно участвуют в её деятельности и образовательных мероприятиях.

Важность различия между центром обучения и корпоративным университетом лежит в основе методики сертификации корпоративных университетов GlobalCCU на основе тех запросов, которые я получала от экспертов о необходимости формализовать это явление и структурировать его. Помимо семантики методика требовала формирования общей системы координат, которая позволяла бы компаниям эффективно выстраивать корпоративные университеты и видеть их силу, брать лучшее из практик коллег, изобретать новые образовательные технологии, повышать общую продуктивность и транслировать ценности, которые они создают для людей, бизнеса и общества в целом.

Таким образом, можно рассматривать Сертификацию GlobalCCU как путь к совершенству для корпоративных университетов. Это высокое признание надёжности, уровня зрелости, эффективности и мастерства корпоративного университета.

Сертификация GlobalCCU — это экзамен, к которому команды корпоративных университетов должны приготовиться, анализируя все сферы организации работы для соответствия требованиям. Сертификация основана на принципе непрерывного улучшения в сложных и не­определённых условиях, что требует реализации стратегических и операционных планов.

Успешное прохождение сертификации GlobalCСU Корпоративным университетом РЖД, ноябрь 2019 года
Успешное прохождение сертификации GlobalCСU Корпоративным университетом РЖД, ноябрь 2019 года

Кроме того, эта сертификация является коммуникационным событием, цель которого — долгосрочный результат глобального масштаба для бренда корпоративного университета и для бренда компании.

Работа с командой Корпоративного университета РЖД всегда чрезвычайно приятна для меня. Их прагматизм, стойкое желание добиться мастерства, смелость, разумность, потрясающее отношение к времени и пространству являются, в моём понимании, выдающимися качествами. Эти качества Корпоративного университета РЖД я также встречала в других российских корпоративных университетах, с которыми мне удалось посотрудничать. Их команды, безусловно, вносят вклад в конкурентоспособность и эффективность своих компаний.

В России, возможно, в большей степени, чем где-либо ещё, на уровне компаний и на уровне руководства страны осознали, что корпоративные университеты — структуры, которые нужно развивать и продвигать; что это важный инструмент «мягкой силы», на который стоит полагаться всё больше и больше. Несомненно, корпоративные университеты могут внести свой вклад в развитие России, социальную интеграцию российских граждан, высокий уровень конкурентоспособности российской экономики и международного влияния. Всё это вместе с высоким операционным прагматизмом окажется очень ценным во время беспрецедентного экономического и социального кризиса, который переживает мир в 2020 году.

Корпоративный университет — это не просто место для получения знаний и обмена ими. Это уникальное пространство