Поиск среди материалов журнала
Новости
Знания.Экспресс
HR-Партнер
Выпуск №2(11) / 2024

Идеология

Дмитрий Шаханов
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
Главная цель всех наших нововведений - усиление позиций работодателя на рынке труда

Рынок труда в стране остаётся очень сложным — компании столкнулись с растущим дефицитом рабочих кадров. О том, какие шаги предпринимают «Российские железные дороги», чтобы усилить свои позиции как компании-работодателя, рассказывает Дмитрий ШАХАНОВ, заместитель генерального директора ОАО «РЖД».

С 2023 года на рынке труда особенно остро ощущается дефицит рабочих кадров. Основных причин две — последствия демографической ямы 90-х и рост экономики. В результате мы видим повышение спроса на представителей рабочих профессий со стороны предприятий промышленного, аграрного комплексов и ВПК. Дефицит рабочей силы зафиксирован во всех федеральных округах, но наиболее сильно он ощущается в Центральном, Уральском, Северо-Западном федеральных округах. Этим летом в очередной раз побит рекорд по минимальному уровню безработицы в стране (2,4%).

Вопросы привлечения и удержания рабочих для многих работодателей сейчас в списке наиболее приоритетных, и наша компания не исключение. Социально-кадровым блоком компании реализуется широкий комплекс мер, направленных на привлечение, удержание и мотивацию работников.

Комплексный подход

Ключевое внимание уделяется уровню заработной платы. В 2023 и 2024 годах были увеличены, а по ряду участков установлены вновь зональные надбавки для работников основных производственных профессий в наиболее проблемных по ситуации с персоналом регионах.

В этом году компанией дополнительно изысканы средства на внеплановое установление зональных надбавок, поскольку рынок труда продолжает демонстрировать динамичный рост заработных плат у работников смежных с нашими профессий. С начала августа дополнительные выплаты в общей сложности коснулись работников 27 профессий, критичных для обеспечения перевозочного процесса, это почти 200 тыс. человек. Объём средств был определён исходя из анализа регионального рынка труда: для каждого предприятия мы сформировали перечень ближайших работодателей-конкурентов, куда потенциально могут уйти наши работники. Изменения в оплате труда в первую очередь почувствуют жители тех регионов, где сложилась высокая конкуренция на рынке труда, а также работники тех предприятий, где зафиксирован наибольший отток персонала, недостаточная укомплектованность и низкое соотношение заработных плат с региональным рынком труда.

Дальний Восток по-прежнему находится в фокусе нашего внимания. В рамках реализации указа президента страны для повышения привлекательности региона работникам Дальневосточной железной дороги в максимальном размере установлена надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Это сделано для того, чтобы привлечь трудовые ресурсы на развитие столь важного для страны в экономическом и стратегическом смыслах региона.

Зональные надбавки не единственный инструмент повышения конкурентоспособности заработной платы. Ещё в феврале этого года компанией было принято стратегическое решение об опережающей индексации заработных плат. С 1 февраля заработная плата была проиндексирована на 4%. С 1 октября проведена вторая индексация на 3,2%. Таким образом, совокупный размер индексации заработной платы в 2024 году составил 7,3%, что полностью соответствует величине индекса потребительских цен на 2024 год, установленной в прогнозе Минэкономразвития РФ.

Особое внимание уделено работникам локомотивного хозяйства. С 1 ноября в компании дополнительно на 15–20% увеличены часовые тарифные ставки машинистов, помощников машиниста и машинистов-инструкторов локомотивных бригад. Кроме того, теперь им выплачивается 100%-я компенсация найма жилья. Также при трудоустройстве всем, у кого уже есть свидетельство о присвоении профессии «помощник машиниста» или «машинист», в том числе бывшим работникам, кто ушёл из компании более шести месяцев назад, выплачиваются подъёмные в размере 150 тыс. рублей.

Должен отметить, выплаты в первые месяцы работы как дополнительный инструмент привлечения мы стали широко применять по всей компании. С августа 2024 года при заключении трудового договора работники получают дополнительную единовременную выплату в размере 20 тыс. рублей, это обеспечивает приемлемый уровень дохода на старте. Соответствующее распоряжение касается всех вновь принятых в компанию рабочих, служащих и специалистов линейных структурных подразделений.

Второе направление связано с порядком медосмотров. Мы изменили подходы к проведению медосмотров, что позволило снять ряд барьеров при трудоустройстве. Так, теперь отдельные медобследования кандидат может пройти по месту жительства в сторонних медицинских организациях. Мы стали жёстче контролировать сроки прохождения медосмотров при приёме, вся процедура должна укладываться в пару дней. Кроме того, Минздрав пересмотрел требования к состоянию здоровья работников и кандидатов, некоторые из них были отчасти завышенными. Благодаря новому нормативному акту будут допускаться до работы кандидаты, которые перенесли, например, лазерную коррекцию зрения.

Оксана Соколова, машинист электровоза (пассажирское движение), локомотивное депо Свердловск-Пассажирский
Оксана Соколова, машинист электровоза (пассажирское движение), локомотивное депо Свердловск-Пассажирский

Третье направление работы — порядок подготовки рабочих кадров в наших учебных центрах. Здесь ключевой для нас ориентир — запросы будущих работников, такой подход позволит сделать наши центры более привлекательными для соискателей. Мы увеличили размер стипендии (до 2,5 МРОТ для локомотивного хозяйства), сократили время подготовки по некоторым ведущим профессиям (помощник машиниста, монтёр пути, осмотрщик-ремонтник вагонов, электромонтёр), активно используем онлайн-форматы при проведении занятий. При этом качество обучения остаётся высоким, а все практические занятия и выпускные процедуры по-прежнему проходят в наших учебных центрах.

Есть нововведения и в вузовской подготовке — это позволяет более эффективно работать со студенческой аудиторией как с нашими будущими работниками. Теперь мы совместно с учебными заведениями предлагаем студентам индивидуальные графики обучения и круглогодичную производственную практику. Выстроено взаимодействие с муниципальными техникумами, которые готовят студентов по железнодорожным профессиям, это также обеспечивает дополнительный приток новых работников. Продолжаем тесно взаимодействовать с Российскими студенческими отрядами: в этом году на инфраструктуре компании работало более 7 тыс. студентов, а всего с учётом проводников мы привлекли на летний трудовой семестр более 16,5 тыс. человек — это новый рекорд для современной России.

В части привлечения персонала отмечу две новые инициативы. Во-первых, это запуск реферальной программы. Другими словами, теперь в компанию можно трудоустроиться по рекомендации действующего работника. Соответственно, работник за свою рекомендацию получает вознаграждение, размер которого зависит от профессии и региона работы нового специалиста. Это новый для нас подход, и он уже даёт свои результаты. Во-вторых, мы развернули масштабную информационную кампанию, включая размещение рекламных объявлений о трудоустройстве на вокзалах, в пригородных поездах, а также на инфраструктуре населённых пунктов. Также большое внимание уделяем продвижению РЖД как работодателя в интернете. Так, посещаемость Карьерного портала, где публикуются все открытые в компании вакансии, составляет около 300 тыс. пользователей в месяц. Этот инструмент постепенно становится всё более значимым для нас во взаимодействии с соискателями. На 2024 год поставили для себя задачу увеличить количество трудоустроенных через Карьерный портал на 50% и выполняем её.

Наконец, шестое направление — это пилотный запуск так называемых мобильных бригад укомплектования. У нас есть предположение, что мы дотянулись не до всех потенциальных кандидатов, особенно это касается небольших населённых пунктов. Поэтому мы формируем мобильные бригады из сотрудников кадрового блока, чтобы выехать на места и вживую рассказать об РЖД, проинформировать об условиях работы и социальной поддержке, ответить на вопросы о компании, подобрать подходящую вакансию, а также выдать направление на медосмотр.

По результатам первого полугодия 2024 года мы видим, что принимаемые меры оказали положительное влияние: число трудоустроенных выросло на 6 тыс. человек относительно первого полугодия 2023 года.

Первоочередные меры и системные решения

Несмотря на принимаемые меры, количество вакансий в компании держится на достаточно высоком уровне. В первую очередь речь о монтёрах пути и работниках локомотивных бригад. По предварительным расчётам, при текущем объёме работы и с учётом масштабных проектов дефицит персонала к 2030 году может только увеличиться.

Поскольку ситуация с укомплектованностью в компании остаётся достаточно непростой, реагировать на неё нужно максимально оперативно. Чтобы удержать персонал, мы сфокусированы не только на уровне заработной платы. Мы работаем по другим направлениям, основываясь на данных наших социологических исследований, — это позволит сделать наш базовый социальный пакет более весомым. Сегодня компания активно расширяет такие опции как обеспечение жильём и доставка до места работы.

Дмитрий Сюрко, монтёр пути, обеспечивает безопасность производства работ (Московско-Окружная дистанция инфраструктуры)
Дмитрий Сюрко, монтёр пути, обеспечивает безопасность производства работ (Московско-Окружная дистанция инфраструктуры)

Из этих опций наиболее актуален для нашей компании вопрос c предоставлением жилья. Мы видим, что в отдельных населённых пунктах в горизонте трёх лет компания сможет восполнять потребность в рабочих кадрах за счёт местного населения чуть более чем наполовину. Это значит, что оставшаяся часть персонала должна восполняться за счёт других регионов. По текущим расчётам, численность таких «перевезённых» работников, которые будут нуждаться в дополнительном жилье, составит более 17,6 тыс. человек на период до 2026 года. В настоящее время в компании сформирована комплексная программа, которая предусматривает четыре варианта размещения работников: наём жилья для работников компании, переоборудование служебно-технических зданий под хостелы и общежития, расширение существующего жилищного фонда компании, а также возведение модульных городков для командированных работников и вахтового метода работы. Эта программа будет реализовываться на железных дорогах исходя из региональных особенностей — мы учитываем состояние рынка жилья, а также степень развитости социальной инфраструктуры и транспортной доступности.

Работаем по вопросу доставки от места проживания до места работы. Напомню, в нашем Коллективном договоре предусмотрено предоставление бесплатного проезда на железнодорожном транспорте. Но не везде есть возможность воспользоваться этим правом (по нашим подсчётам, речь идёт о 20 тыс. железнодорожников). Как показывает практика, работники вынуждены использовать городской или личный автотранспорт, чтобы доехать до места работы на удалённых станциях. Этот вопрос предполагается решать через заключение договоров с автотранспортными компаниями или организацию рабочих поездов.

Электромеханики Читинской дистанции электроснабжения Игорь Володин, Егор Голубцов и Даниил Колобов проверяют высоковольтный выключатель
Электромеханики Читинской дистанции электроснабжения Игорь Володин, Егор Голубцов и Даниил Колобов проверяют высоковольтный выключатель

Безусловно, выделение зональных надбавок и решение вопроса с наймом жилых помещений — это первоочередные и быстродействующие меры. Другие инициативы будут оказывать эффект в долгосрочной перспективе. В числе ключевых инициатив социально-кадрового блока, направленных на системную поддержку, отмечу переход на новые часовые тарифные ставки по оплате труда рабочих и переход на грейды руководителей, специалистов и служащих. Решение этого вопроса находится в проработке.

Подчеркну, что главная цель всех наших нововведений — усиление позиций работодателя на рынке труда. Важно, чтобы «Российские железные дороги» оставались стабильным и привлекательным работодателем, обеспечивающим комфортные условия труда для каждого работника.

СОВОКУПНЫЙ РАЗМЕР ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В 2024 ГОДУ СОСТАВИЛ 7,3%

МЫ БЕСПЛАТНО ОБУЧАЕМ ЛЮДЕЙ С НУЛЯ, ПЛАТИМ СТИПЕНДИЮ И ГАРАНТИРУЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВО — СЕГОДНЯ ДЛЯ КОМПАНИИ ЭТО ВЕСОМОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА